Психологическая травма
Хочется немного поразмышлять на очень модную нынче тему — тему психологической травмы. Всеобщая доступность специальной и профессиональной литературы, вольная интерпретация написанного неподготовленными пользователями и читателями приводит к бурному росту поп-психологических (в отличие от научно психологических) текстов, блогов, видеоматериалов. Так, впадая в крайности, психологической травмой в обществе стали называть то, что ею вовсе не является.
Психотравма появляется в результате какого-то внешнего воздействия, в ответ на которое у человека появляется сильное переживание. Сила этого переживания превышает возможности психики человека как-то переработать, переварить, и потому несёт за собой различные внутренние последствия.
Такого рода травма может быть связана с реальной угрозой жизни человека (война, сексуальное насилие, автомобильная авария, теракт). И тогда возможно возникновение ПТСР — посттравматического стрессового расстройства. Возможно, но не обязательно. Приведёт ли тяжёлый травмирующий опыт к такому расстройству, зависит от индивидуальных особенностей, от значимости события для человека, от степени его психологической защищённости и устойчивости к разного рода жизненным ситуациям.
Психологическая травма
Существует и так называемая «травма развития» или детская травма, которая возникает у ребёнка в ответ на неблагоприятные обстоятельства его жизни. Такими обстоятельствами могут быть и столкновение с крайним насилием (физическим и эмоциональным), и пренебрежение со стороны ухаживающих за ребёнком взрослых, и оскорбления, и переживание собственной непричастности, нежелательности, и хроническое недопонимание (например, потребностей, желаний или чувств по поводу перевода в другую школу). Те, у кого ребёнок ищет любви, защиты, понимания и принятия, по каким-то причинам, напротив, становятся для него источником боли, стресса, страха. Ребёнок бессилен этому противостоять.
Почему так ведут себя с ним взрослые? Скорее всего потому, что сами были глубоко травмированы в собственном детстве.
Но и в этом случае не каждый ребёнок, столкнувшийся с такими обстоятельствами жизни, получит психологическую травму. А только тот, кто был вынужден пытаться справиться со своими переживаниями самостоятельно. Но с очень сильным переживанием, со столкновением с каким-то непривычным и болезненным опытом, который на тот момент, когда случился, выходил за рамки привычного и потому был избыточным, у ребёнка нет ещё психических возможностей справиться. У него есть ограничения, он всего лишь ребёнок. И если нет с ним в тот момент того взрослого, кто поможет с этим справиться, преодолеть, понять, что произошло, этот опыт как бы застревает внутри. То есть становится травмой.
В результате маленький человек растёт без ощущения поддержки, с чувством своей неполноценности, отвержения, ненужности, одиночества, бессилия, заниженной самооценкой. У него формируются разного рода психологические механизмы, позволяющие ему адаптироваться к жизненным обстоятельствам. Эти механизмы предполагают выработку определённого стиля поведения, определённых качеств (так называемого «фальшивого «Я»), отказ от своего истинного «Я», от своей аутентичности.
Очень многие из нас когда-нибудь сталкивались с таким травмирующим опытом, следовательно, несут в себе осколки этих детских травм.
Как травма проявляется в жизни? Она многолика.
Это, например, разного рода зависимости (алкогольная, наркотическая, игровая, компьютерная, шопоголизм, сексоголизм, трудоголизм, зависимость от отношений, от соцсетей и т.д.).
Это непонимание себя, неточное представление о себе, других людях и мире, ощущение проживания не своей жизни.
Эмоциональные трудности: частые случаи подавленности, беспокойства, беспомощности, безнадёжности, отчаяния, глубокого одиночества, стыда, вины, несправедливости, отверженности и пр.
Сложности в социальных взаимодействиях и отношениях с людьми (неглубокие отношения с другими, боязнь близости, обвинения и критика в адрес близких, отстранение от них, разрыв).
Беспокоящие телесные ощущения (психологические расстройства проявляются в виде физических симптомов) и проблемы в развитии мозга (человек развивается отношениях, поэтому отсутствие в раннем возрасте удовлетворяющих ребёнка отношений приводит к измеримым изменениям в структурах мозга, которые связаны с дефицитом социальных навыков и успехами в обучении).
Можем ли мы помочь себе, если подозреваем наличие этих самых психологических травм? Определённо да!
Нам очень важно понимать, что внутри каждого человека, несущего в себе осколки травм, проявляющихся в виде вышеперечисленных симптомов, ВСЕГДА есть его аутентичная личность, то есть он настоящий. Тот, каким он «задумывался» при рождении. Исцеление от травмы — это путь через распутывание личной травмирующей истории к себе настоящему. Да, путь это не лёгкий. Да, на нём важен тот, другой, кто поддерживает, кто является и проводником, и попутчиком (и это не всегда психотерапевт, это может быть супруг, например). Этот путь можно рассматривать как процесс заботы о себе, приводящий к пониманию, принятию себя, любви к себе.
Разве не в этом все мы нуждаемся?
Приходите, и меняйте свою жизнь к лучшему!
Все вопросы вы можете обсудить на индивидуальных консультациях, а также РЕШИТЬ ЛЮБЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГА
Климов Константин Николаевич, Психолог.
Мой сайт: https://psycholog-almaty.kz/