ПСИХОЛОГ АЛМАТЫ. ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ

Выученная беспомощность

Синдром выученной беспомощности. Наверняка слышали о таком. Но, вот, в чем он проявляется мало кто может что-то вразумительное объяснить, ещё меньше людей знают, как появилось это словосочетание. В своей статье я предлагаю проследить  историю появления данного термина, а также что он из себя представляет.

Выученная беспомощность

Началось все в середине шестидесятых годов прошлого века с экспериментов двух психологов — Стива Майера и Мартина Селигмана. Первое что сделали эти учёные мужи от психологии — это взяли большую стаю собак для последующего проведения исследования с ними. Согласно условиям эксперимента, учёные разделили собак на три группы. Первой группе повезло больше всех остальных: животные сидели в клетках, но каждая собака могла уйти из нее, когда захочет. Вторая группа также сидела в клетках, но их пребывание было омрачено периодически получаемым слабым ударом тока. Из клетки они уже выйти, как в первой группе не могли, но, нажав лапами на рычаг (в процессе научения) эта группа собак могла периодически отключать подачу тока в клетку. Третьей группе не повезло совсем… Эти животные сидели в клетке, получали удар током и не могли ни выйти, ни нажав на рычаг, прекратить подачу тока. Да, да, друзья мои, с точки зрения гуманизма эксперимент просто чудовищный! Но давайте о результатах.

Итак, через некоторое время животных из всех трёх групп разместили в один просторный вольер. Там тоже были удары током, но вольер был низкий — всего метр а вышину — и абсолютно любое животное могло покинуть вольер. Чем и воспользовались собаки из первой и второй групп: при первом же ударе тока они перепрыгнули ограждение и покинули вольер. Первая группа — потому что привыкла поступать, так как хочет, вторая группа, потому что привыкла отключать раздражитель, а в новых условиях не нашла способ отключения. Как вы думаете, что стало с третьей группой собак? Всё верно: бедолаги остались сидеть на своих местах. И с тех пор в психологии появился устойчивый термин — «выученная беспомощность».

А теперь давайте с обсуждения проведения собак перейдем на анализ поведения людей. Как правило, о выученной беспомощности у детей и подростков говорят, имея в виду влияние систематического проявления насилия в воспитании или иных травмирующих событий, при которых дети усваивают урок, что они ни на что не могут повлиять. Ну и, соответственно, это выученная беспомощность может появиться и во взрослом возрасте также в процессе появления неконтролируемого стресогенного воздействия.

Очень много методов лечения данного состояния, которые, в основном опираются на анализ самих ситуаций и самого поведения. Как правило, это долгосрочная терапия.

Но самую главную практическую рекомендацию в рамках статьи можно дать. Основное — это не быть беспомощным, забыть о том, что вы беспомощны. А чтобы воплотить это в жизнь — потребуется отучиваться быть беспомощным и переучиваться на то, чтобы быть деятельным. Одерживать каждый день маленькие, но очень важные для вас победы. И во время одержания этих побед вы отвыкаете от пребывания в ипостаси беспомощного. Маленькие победы, одерживаемые вами, могут быть самыми разнообразными, но, в то же время, они должны быть значимы для вас: вставать и засыпать в одно и то же время, начать читать книги, прибраться в комнате, гараже, балконе. Лишь бы не лежать на диване и страдать от ощущения беспомощности. Только одерживая ежедневные свершения, вы будете восстановливать свою веру в себя и силы.

Берегите себя!

Все вопросы вы можете обсудить на индивидуальных консультациях, а также РЕШИТЬ ЛЮБЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГА

Климов Константин Николаевич, Психолог.
Мой сайт: https://psycholog-almaty.kz/

У Вас остались Вопросы, или Вы хотите Оставить Заявку на Консультацию?

Обращайтесь на WhatsApp:

Оставить Заявку На Консультацию:

Кабинет Психологической Помощи в Алматы

«РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ»

Климов Константин Николаевич

Тел: +7-777-407-02-94

Статьи

Контакты