Обида — как действовать с неприятным, но важным чувством
Решать возникающие проблемы можно разными путями. Главное, не бездействовать когда ваши личные границы нарушают. Уходить в пассивную агрессию или ставить ледяной барьер — не та стратегия, которая развивает отношения. Мы постараемся решить проблему взаимодействия, но помните, что универсальных советов не бывает.
Главный принцип стратегии — идти на контакт
В основу гайда легла когнитивная модель
1) Перед тем как действовать, необходимо обиду распознать. На удивление, это не так легко, в силу ряда причин: а) обида — сложное переживание, целый комплекс чувств (гнев/ стыд/ грусть или другие оттенки эмоций). б) обида — стигматизированное обществом чувство, которое связывают со слабостью.
Запомните: вы имеете право на любые чувства. Чувства не навредят, чувства — не действия. Общество, которое принимает чувства — сплоченное общество.
2) Определить событие которое вызвало обиду. Это могут быть слова, действия других людей, а так же воспоминания или события, не относящиеся лично к вам.
3) Попробуйте распознать мысль, которая произошла сразу после события. Это может быть непросто. В таком случае спросите себя: почему вас не обрадовал момент, когда вы испытали чувство обиды. Не переживайте, это всего лишь мысли.
По началу, все шаги будет трудно соблюдать. Но со временем, вы выработаете эти навыки.
4) Когда вы нашли мысль, стоящую за чувством, проверьте ее на прочность:
Точно ли то, что произошло, было направлено против вас?
Какие этому есть доказательства?
Какие есть альтернативные объяснения?
— при этом проверка не отменяют необходимости решать проблему. Если бы не было проблем, чувство бы не возникло. Так что не думайте, что вы «накручиваете». Просто будьте готовы к тому, что у ситуации могут быть разные причины.
5) Главный шаг перед действием: дистанцируйтесь (посмотрите со стороны на ситуацию) и обдумайте дальнейшие действие. Есть вероятность, что в этой среде, нет смысла (или опасно) решать проблему. Напомните себе, что эмоция не управляет вашим поведением, а только сигнализирует о важном.
6) Наконец, действие.
Сообщите о случившемся. Выражение чувств важная составляющая вашего сообщения. Именно вербальное выражение эмоций — самое исчерпывающее и безопасное.
Не обвиняйте и не критикуйте, выражайте свое отношение исключительно к ситуации.
Хорошо подходит для этой цели формат «Я-сообщения»:
Я/мне + чувство + ситуация + желаемый исход.
«Мне обидно, когда говорят обо мне в 3 лице. Мне важно, чтобы вы обращались ко мне напрямую, когда я рядом.»/
«Неделю назад меня задело, что вы использовали это слово. Прошу вас использовать более тактичное.»/
«Я расстраиваюсь, когда вижу, как люди мусорят. Пожалуйста, заберите мусор с собой!».
7) Искренне выслушайте. В диалоге решается большинство проблем. Если контакт не состоялся (игнорирование, обесценивание, презрение или агрессия), то получится в другой раз. Вы сделали все, что нужно — не тратьте силы. Возможно, окружающим потребуется время для осознания происходящего.
Исключите срочность решения проблемы
Главное, что вы выразили чувства. Вы практиковали осознанное поведение, и можете гордиться собой!
8) Рефлексируйте:
Чему вы научились?
Что получилось, а над чем можно поразмыслить?
Какие ситуации для вас самые неприятные?
Почему подобные случаи вас задевают?
— Не нужно оценивать свои эмоции, просто наблюдайте за собой. Это даст вам информацию о ваших потребностях и ценностях. А корректное выражение своих потребностей, позволит окружить себя людьми, которым вы не безразличны.
Все вопросы вы можете обсудить на индивидуальных консультациях, а также РЕШИТЬ ЛЮБЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПОМОЩИ ПСИХОЛОГА
Климов Константин Николаевич, Психолог.
Мой сайт: https://psycholog-almaty.kz/